Справочно-правовая система по информационной безопасности

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Обзор нормативной правовой базы в сфере коммерческой тайны

Общая информация

Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим режим Ограничение доступа к информации, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В частности, частью 4 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ определяется, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Основные правовые положения по вопросу коммерческой тайны содержатся в Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - 98-ФЗ). Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Кроме того, вышеуказанные правоотношения регулируются четвёртой частью Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках главы 75 - «Право на секрет производства (ноу-хау)».

Под коммерческой тайной законодатель понимает режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, определяется Законом как лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничивает доступ к этой информации и устанавливает в ее отношении режим коммерческой тайны.

Таким образом, можно сформулировать основные признаки информации, составляющей коммерческую тайну:

  1. сведения любого характера, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;
  2. сведения неизвестны третьим лицам;
  3. у третьих лиц нет свободного доступа к сведениям на законном основании;
  4. в отношении сведений введен режим коммерческой тайны обладателем таких сведений.

Статьей 5 98-ФЗ определен перечень сведений, в отношении которых режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Это сведения:

  • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Охрана конфиденциальности информации и режим коммерческой тайны

В части 1 статьи 10 98-ФЗ определено, что меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны как минимум включать в себя:

  1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  2. ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  3. учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  5. нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения).

После принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных выше мер режим коммерческой тайны считается установленным. Меры по охране конфиденциальности информации устанавливаются внутренними документами организации и являются обязательными для ее работников.

При этом наряду с указанными мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, а также другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

Кроме факта применения обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности, важным критерием является разумная достаточность этих мер. В пункте 5 статьи 10 98-ФЗ закреплено, что меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

  1. исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  2. обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Инструменты страницы