Инструменты пользователя |
Рост юридических рисков для операторов из-за противоречий между законодательством о персональных данных и другими нормативными правовыми актами. В качестве иллюстрации можно привести следующие примеры:
1. Компании-эмитенты эмиссионных ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации в части исполнения норм ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Требования по перечню раскрываемой информации установлены подзаконным правовым актом (приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н). Во исполнение требований этого приказа операторами обрабатываются сведения о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, или уголовной ответственности (наличия судимости) за преступления в сфере экономики или за преступления в сфере экономики или за преступления против государственной власти. В то же время ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» закреплено, что обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2. Участник акционерного общества просит (или требует) предоставить ему документы, которые содержат персональные данные физических лиц, вступивших в правоотношения с обществом. Это могут быть другие участники, руководство компании, контрагенты, клиенты и др. Например, такие данные необходимы ему для обращения в суд, как того требует процессуальное законодательство, либо нужны сведения о размере вознаграждений таких лиц. А если указанные сведения необходимы участнику для защиты своих прав и интересов? Например, он хочет оспорить сделку с конкретным лицом либо хочет обратиться в суд с иском к члену совета директоров/наблюдательного совета общества, единоличному исполнительному органу общества, временному единоличному исполнительному органу общества, члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющему, по поводу возмещения причиненных обществу убытков. Как обществу поступить в этой ситуации? Решением может быть применение п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2011 г. № 144, согласно которому в указанных случаях испрашивать согласия физических лиц нет необходимости. Но существующая судебная практика часто противоречит этому пункту.